Суть динамического ценообразования в том, что стоимость проезда не фиксирована. Билет может стоить дороже или дешевле в зависимости от наполненности вагона, от того, сколько времени осталось до отправления, и других факторов. В самом начале продажи (за 90 суток) билеты дешевле всего. Чем больше спрос, тем выше цена. Все поезда, для которых действует это правило, отмечены значком d в результатах поиска билетов.
Стоимость детского билета на поезд зависит от тех же факторов, поскольку скидка для детей рассчитывается от текущей стоимости взрослого билета.
От чего зависит стоимость билета на поезд
- От даты покупки. Продажа на большинство поездов открывается за 90 суток до отправления, в 8:00 по московскому времени. Чем раньше покупаете — тем дешевле. В первые дни продажи зачастую купе стоит почти столько же, сколько плацкарт. Дальше цена может меняться, иногда — раза в два. Может и не меняться — на непопулярных направлениях.
- От даты поездки. В популярное время билеты дороже, в непопулярное — дешевле. Стоимость ж/д билетов резко возрастает летом, во время школьных каникул, в праздничные дни и перед ними. На многих направлениях особо выделяются пятница и воскресенье.
- От заполненности поезда. Чем меньше остаётся мест, тем выше цена билета. Соответственно, поезда с неудобным временем отправления обычно дешевле.
- От участка дороги. Те билеты, которые чаще покупают, дороже. Это может быть билет от начальной до конечной станции. А может быть так, что какой-то участок дороги стоит почти столько же, сколько весь маршрут поезда.
На цену билета влияет категория вагона и комфортабельность поезда. Фирменные поезда дороже, но в них шире спектр сервисных услуг, обычно есть кондиционер, лучше проводники и т.п.
Где не действует динамическое ценообразование
- В плацкартных и общих вагонах. В них стоимость мест регулируется государством, цена фиксированная, меняется только от сезонных коэффициентов.
- В поездах коммерческих перевозчиков. Их в России мало, но встречаются.
- В иностранных поездах. Там цена билета определяется перевозчиком, которому принадлежит поезд.
- В поездах на тех направлениях, где нет других способов добраться из одного города в другой.
Большая часть российских поездов — это поезда формирования ОАО «ФПК». Почти во всех них действует динамическое ценообразование.
Как сэкономить при покупке билета на поезд
- Взять билет заранее. Продажа на большую часть поездов открывается за 90 суток до отправления. Кстати, так у вас будет больше шансов взять не только дешёвое, но и удобное место – при покупке билета на поезд через интернет вы можете посмотреть схему вагона и выбрать место.
- Сравнить стоимость билета в вагонах разных классов. Иногда (например, если брать билет задолго от отправления) стоимость места в купе и в плацкартном вагоне почти одинакова.
- Сравнить цены на поезда в удобное и неудобное время. Разница бывает весьма и весьма существенной.
- Попробовать уехать в другой день. Есть направления, где устойчиво максимальный пассажиропоток в пятницу и воскресенье, а в остальные дни поезда ходят полупустыми.
- Попробовать разбить маршрут на две части. Бывает, что намного дешевле сделать пересадку. Например, Санкт-Петербург — Тверь плюс Тверь — Москва может быть дешевле прямого билета Санкт-Петербург — Москва. Иногда даже на том же поезде. Однако чаще проезд с пересадкой дороже прямого поезда.
- Комбинировать виды транспорта. Посмотреть возможность проезда до близкого населённого пункта, от которого потом можно добраться электричкой, маршруткой и т.п. Разница может быть в несколько раз. Как правило, таким населённым пунктом является соседний областной центр (скажем, для Белгорода — Курск, от которого можно добраться электричкой) или город поменьше (например для Саранска — Рузаевка, от которой ходят автобусы).
Приятных путешествий!